Как готовить ребёнка к школе: очевидное для вас и невероятное для него

Как понять, насколько ребёнок готов к школе? Конечно, это не только про рюкзак и канцелярские принадлежности. У родителей дошкольников масса вопросов.

Есть такое мнение: «Пойдёт в школу — научится». В школе, конечно, научат, причём всех детей, независимо от их подготовленности. Действительно, дети приходят в первый класс разными. Некоторые знают лишь несколько букв, а другие уже бегло читают.

Подготовленный ребёнок будет чувствовать себя более уверенно. Да и вы, родители, тоже. Убить мотивацию к учёбе очень легко. Один раз учитель спросил, ребёнок не ответил, второй раз учитель спросил — ребёнок не ответил. Потом ученик уже боится, что его спросят, появляется негативное отношение к учителю, к учёбе в целом, пропадает мотивация. Если ещё и родитель не в курсе, что там в учебниках, о чём там домашнее задание, то совсем плохо. Ребёнок не может найти ответы на свои вопросы. Хорошо бы родителям всё же иметь представление о школьных предметах.

Зачем готовиться к школе

Мама четырёхлетней девочки попросила позаниматься с ней. Она просила научить Машу произносить [Р]. Я объяснила, что это рано, что не нужно, что в шесть лет само всё получится. Мама настояла.

Мы занимались ещё и подготовкой к школе, один год. Потом я встретила маму этой девочки уже в школе. Маша пошла в первый класс в семь с половиной. Я спросила маму: «Как учится Маша? Ей, наверное, скучно, очень легко?» Мама ответила: «Нет, не скучно. Она приходит домой, быстро делает уроки и идёт в спортивную школу. Спорт занимает очень много времени. Если бы Маша не была готова к школе, мы бы ничего не успевали, сидели бы с уроками».

«Очевидное — невероятное»

Именно так называю я подготовку к школе. Часто «очевидное» для нас, взрослых, родителей — это «невероятное» для ребёнка. Вот несколько историй из жизни.

Сентябрь, первый класс.

История первая

Учитель: «Пишем дальше».

Маша: «У меня страница кончилась».

Учитель: «Переверни её и продолжай писать».

Маша: «А где писать?»

Маша, перевернув страницу, может начать писать в любом месте. Да, учительница сказала, что пишут с начала верхней строчки. Но где оно, это начало. Где она, эта строчка?

Маша, допустим, спросит, а Ваня просто перевернёт страницу и начнёт писать. Как думаете, где он начнёт писать? Проверьте своих дошколят. 60% детей начинают писать посередине.

 

История вторая

Учитель: «Какой звук стоит в начале слова?».

Витя: «А как найти начало у слова?».

Попробуйте объяснить ребёнку. Действительно, слово же не потрогаешь руками. Где у него начало?

Когда ребёнок идёт в школу, мама, как правило, предполагает, что в детском саду его всему научили. Да, научили, и вы, родители, тоже научили. Но напомню: «Очевидное — невероятное». Я работаю с детьми уже более 20 лет, и до сих пор находятся очевидные вещи, которые дети не понимают. К тому же далеко не все взрослые помнят весь этот дошкольный материал. Ну-ка, ответьте на вопросы: «Какие звуки всегда твёрдые? Курица кудахчет, а как говорит индюк?»

Конечно, ничего страшного не случится, если ребёнок не будет знать чего-то. Конечно, он научится. Но раз вы читаете этот текст, значит, хотите, чтобы ребёнок уже сейчас знал больше других, соображал быстрее, умел слушать внимательнее и прочее.

Комплексный подход

Для успеха в подготовке к школе нужна комплексная система и учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Почему важны все направления, думаю, всем понятно.

Не должно быть пробелов перед школой. Сейчас мы закладываем базу, основу, на которую будут укладываться все школьные предметы.

Я работала в начальной школе логопедом и дефектологом. На приёме детей в первые классы сталкивалась со следующим: часть детей была совсем не готова к школе. Они не могли сделать элементарных вещей: не могли связать двух слов, чтобы составить рассказ, не слышали звуки в словах, путали право-лево, не знали названий времён года.

Практически все эти дети становились потом клиентами логопедов, дефектологов, психологов. Это было тогда, когда в школе было престижно иметь психолого-логопедическую службу. Мы занимались с детьми. Сейчас не так. Таких служб стало мало и в школах они — редкость.

Родители ищут частных специалистов. Это недёшево и требует времени. Обычно приходят и говорят что-то подобное: «Нам нужно звукопроизношение исправить и время по часам определять. А остальное мы сами. Примеры решать он умеет и читает вроде бы неплохо». При знакомстве с ребёнком, как правило, оказывается, что он считает, медленно загибая пальцы, а читает — «мэ-а-мэ-а» вместо «мама», естественно, почти не понимает прочитанное.

Начинаем заниматься, и возникает следующая сложность. С этим сталкиваются все учителя. Не все дети делают домашние задания. Если мы говорим о получении результатов, без выполнения домашних заданий не обойтись. Пример: даю ребёнку упражнения для отработки звука. Объясняю на уроке: «Язык и губы — это мышцы. Здесь всё как в спортзале. Эффект будет, только если будут тренировки». Кивают, соглашаются, уходят и ничего не делают. Потому что забыли как делать или все перепутали. Даже то, что занятие с педагогом стоит денег, не стимулирует родителей на выполнение домашнего задания. Если вы приняли решение заниматься дома самостоятельно, делайте это систематично и последовательно. Только так будет результат.

Как готовиться к школе

Недавние исследования и опросы показали, что родители в вопросах подготовки детей к школе делятся на два противоположных типа. Одни придерживаются точки зрения, что подготовкой к школе должен заниматься только профессиональный преподаватель (репетитор, педагог в детском саду или в специализированном центре). Другие  уверены, что только дома под контроем родителей можно эффективно освоить всё необходимое и быть готовым к школе на 100%.

Я считаю, что необходим баланс, поэтому использую системный подход и комплексные практические задания, составленные так, чтобы проработать с ребёнком все направления. Только такой подход отвечает всем требованиям родителей. Первый тип родителей при этом уверен в эффективности работы сторонних педагогов, в курсе того, что точно необходимо и какой результат должен быть в итоге. Второй тип получает комплексную программу подготовки, учитывая современные тенденции и опыт ведущих практикующих преподавателей. Те, кто ещё не занимается с ребёнком, наглядно видят необходимость обучения вместе с ним. Именно сейчас вы можете заложить основу будущего образования вашего ребёнка.