Писать, читать, считать и не только. 7 шагов для освоения дошкольной программы.

Споры о том, стоит ли до школы учить детей читать и считать, ведутся практически постоянно. Одни родители считают, что можно расслабиться, другие всерьёз готовят детей к первому классу. 20-летний опыт работы с дошкольниками и их родителями вывел Надежду Хлебникову на оптимальную комплексную программу подготовки к школе (если вы, конечно, из числа тех, кто готовится).
Подготовка к школе — дело серьёзное. Ребёнок должен быть готов психологически, физически, иметь базовые знания по предметам начальной школы. Расскажу, как заполнить проблемы в знаниях перед школой.

Долгое время я работала специальным психологом и логопедом в начальной школе, занималась приёмом детей в первый класс. Я составила программу подготовки для дошкольников, чтобы им было проще учиться в начальной школе, и чтобы родители тратили меньше нервов.
В программе есть семь основных направлений:
1. развитие речи;
2. обучение грамоте;
3. формирование математических представлений;
4. чтение и обсуждение художественной литературы;
5. развитие мелкой моторики;
6. формирование общенаучебных навыков;
7. знакомство с окружающим миром.

Уделим внимание каждому пункту отдельно.

1. Развитие речи
Качество устной речи отражается на письме — как говорим, так и пишем. Коррекция недостатков устной речи — лучшая профилактика проблем с письмом.
Прорабатываем звуки, учимся составлять связные рассказы по картинкам. Есть и другие приёмы, которые помогают развивать речь.

Развитие связной речи и словарного запаса переоценить невозможно. Ведь даже на математике дети сталкиваются с текстом. Бывает, что сложности здесь связаны не с логикой, а с речью. Вася решает задачу: «Катер отчалил от пристани…». Вася сидит над задачей уже несколько минут. Он в отчаянии, решить не может. Спрашиваю: « В чём дело?» Отвечает: «Что такое „катер“? Что такое „пристань“? „Отчалил“ — это как?»
Как Вася может решить задачу про катер, если он не знает, что такое катер?

2. Обучение грамоте
Ребёнок не только учится читать и писать печатными буквами. Деление слов на слоги, постановка ударения, различение мягких и твёрдых согласных, звонких и глухих — это те понятия, которые хорошо бы усвоить до школы. Так ребёноку будет легче понимать орфографические правила.
— Какой звук первый и какой последний в слове «кошка»?»
Олег сидит, молчит, загадочно смотрит на меня. Он не понимает, чего я от него хочу.
— Какие звуки ты знаешь?
— (м), (л), (к), (а)….
— Отлично! Назови любые пять слов
— Сумка, кошка, ручка, окно, листок
— Вот видишь, ты же знаешь, что такое звук, что такое слово. Теперь назови первый и последний звуки в слове «кошка»
— Я не знаю, где у слова начало…
— ?
— Вот у карандаша я могу показать начало и конец. А у слова как я покажу?

Олег такой не один. Часто дети не понимают, что такое начало, что такое конец слова.

3. Формирование математических представлений
Научиться писать цифры и решать простые примеры — это нужные навыки. Но математика — это, прежде всего, логика. Этим мне нравится программа Петерсон Л. Г. Элементы ментальной арифметики тоже хорошо использовать. Навык быстрого счёта экономит время и умственную энергию ребёнка.

Часто, когда родители говорят «умеет считать», они подразумевают следующее:
• Ребёнок может определить количество предметов. При этом он считает по порядку все предметы, даже если их мало. Он затрудняется, просто взглянув на предметы, сразу назвать их количество.
• Ребёнок умеет складывать и вычитать, используя пальцы.
• Ребёнок знает цифры.
Многие родители полагают, что если их ребёнок может назвать цифры от 1 до 10 или даже до 100, значит, он умеет считать. Но это лишь первый шаг.

Вот типичная история. Софиия считает очень медленно. Причина оказалась в следущем. Когда просили Софию сложить четыре и четыре, девочка начинала загибать пальчики. Пальчиков на одной руке не хватало, и пока она откладывала на другой руке, забывала, какое было задание.

Кроме арифметики, первоклашки начинают постигать азы геометрии. А геометрия — один из самых сложных школьных предметов. Ребёнку будет проще, если перед школой он научится выполнять простые построения, узнает названия и свойства простых плоских и объёмных фигур, научится пользоваться линейкой.

4. Чтение и обсуждение художественной литературы
Интерес к чтению прививается интересными книгами. Совместно с педагогом составьте два списка: список книг для самостоятельного чтения ребёнка, список книг для совместного чтения с родителями и последующего обсуждения. Изучение специальных приёмов для заучивания стихотворений помогут ребёнку легко учить стихи.

5. Знакомство с окружающим миром
На приёме в первый класс детям задают вопросы: «Назови свой адрес», «Назови города России», «Каких птиц ты знаешь?», «Что такое дуршлаг?». Не каждый ребенок отвечает на эти вопрсы.

«Знаешь свой адрес?» — задаю вопрос Юле
«Да!» — с радостью восклицает шестилетняя Юля.
«Назови, пожалуйста».
«Москва, Катукова…» — отвечает Юля.
Такой вариант адреса дают 60-70% детей. Свой город, понятно, все дети знают. Улицу знают тоже, потому что когда читать учился, мама просила читать все вывески, название улицы, в том числе. Вот и запомнил.

Говорите с ребёнком, обсуждайте то, что вас окружает. Это улучшит его осведомлённость и успеваемость по предмету «Окружающий мир» в школе.

6. Общенаучные навыки
Умение слушать и слышать учителя, воспринимать задания на слух, умение ориентироваться в пространстве — это необходимые навыки для учёбы. Вспомните, как быстро реагирует ребёнок на ваш вопрос, быстро ли он понимает задание, все ли ваши объяснения он понимает с первого раза.
Детская невнимательность, рассеянность — нормальное явление. Ребёнок понимает, что, конечно, мама не оставит его без ужина и пригласит к столу раз так пять-шесть. Ему необязательно реагировать быстро. В школе ситуация другая. И, согласитесь, что услышать учителя в шумном классе и найти столовую в большой школе, где ещё плохо ориентируешься, ребёнку будет проще, если он научится быть внимательным.

Логопедическое занятие. Тема «Фрукты»
В классе сидят четверо детей. Мы весь урок обсуждаем фрукты, говорим про их свойства, составляем рассказы и описания. У меня в руках муляжи фруктов. В конце урока я кладу их на стол. Даю задание: «Теперь нарисуйте фрукты». Показываю рукой на муляжи на столе.
Какой был результат?
Один ребёнок нарисовал фрукты, двое нарисовали дерево, один нарисовал дорогу. Тех, кто нарисовал дерево, я ещё могу понять: наверное, фрукты ещё не выросли и их пока не видно, но дорога…
Спрашиваю: «Я же просила нарисовать фрукты! Где они?». Ребёнок невозмутимо указывает на муляжи: «Вот фрукты».

7. Развитие мелкой моторики
Обязательным элементом дошкольного образования является развитие мелкой моторики. Создание поделок, творческие занятия, рисование – отлично подходят для этих целей. К тому же творческие занятия пробуждают фантазию и самостоятельность.

Успехов вам и вашим дошкольникам в обучении!