Как готовить ребёнка к школе: очевидное для вас и невероятное для него
Как понять, насколько ребёнок готов к школе? Конечно, это не только про
рюкзак и канцелярские принадлежности. У родителей дошкольников масса вопросов.
Есть такое мнение: «Пойдёт в школу — научится». В школе, конечно, научат, причём всех детей,
независимо от их подготовленности. Действительно, дети приходят в первый класс разными. Некоторые
знают лишь несколько букв, а другие уже бегло читают.
Подготовленный ребёнок будет чувствовать себя более уверенно. Да и вы, родители, тоже. Убить мотивацию
к учёбе очень легко. Один раз учитель спросил, ребёнок не ответил, второй раз учитель спросил —
ребёнок не ответил. Потом ученик уже боится, что его спросят, появляется негативное отношение к
учителю, к учёбе в целом, пропадает мотивация. Если ещё и родитель не в курсе, что там в учебниках, о
чём там домашнее задание, то совсем плохо. Ребёнок не может найти ответы на свои вопросы. Хорошо бы
родителям всё же иметь представление о школьных предметах.
Зачем готовиться к школе
Однажды мама четырёхлетней девочки попросила позаниматься с ней. Она хотела научить Машу произносить
[Р]. Я объяснила, что это рано, что не нужно, что в шесть лет само всё получится. Мама настояла.
Мы занимались ещё и подготовкой к школе, один год. Потом я встретила маму этой девочки уже в школе.
Маша пошла в первый класс в семь с половиной. Я спросила маму: «Как учится Маша? Ей, наверное, скучно,
очень легко?» Мама ответила: «Нет, не скучно. Она приходит домой, быстро делает уроки и идёт в
спортивную школу. Спорт занимает очень много времени. Если бы Маша не была готова к школе, мы бы
ничего не успевали, сидели бы с уроками».
«Очевидное — невероятное» — именно так называю я подготовку к школе. Часто «очевидное» для нас,
взрослых, родителей — это «невероятное» для ребёнка. Опишу несколько историй из жизни.
Сентябрь, первый класс.
История первая
Учитель: «Пишем дальше».
Маша: «У меня страница кончилась».
Учитель: «Переверни её и продолжай писать».
Маша: «А где писать?»
Маша, перевернув страницу, может начать писать в любом месте. Да, учительница сказала, что пишут с
начала верхней строчки. Но где оно, это начало. Где она, эта строчка?
Маша, допустим, спросит, а Ваня просто перевернёт страницу и начнёт писать. Как думаете, где он начнёт
писать? Проверьте своих дошколят. 60% детей начинают писать посередине.
История вторая
Учитель: «Какой звук стоит в начале слова?».
Витя: «А как найти начало у слова?».
Попробуйте объяснить ребёнку. Действительно, слово же не потрогаешь руками. Где у него начало?
Когда ребёнок идёт в школу, мама, как правило, предполагает, что в детском саду его всему научили. Да,
научили, и вы, родители, тоже научили. Но напомню: «Очевидное — невероятное». Я работаю с детьми уже
более 20 лет, и до сих пор находятся очевидные вещи, которые дети не понимают. К тому же далеко не все
взрослые помнят весь этот дошкольный материал. Ну-ка, ответьте на вопросы: «Какие звуки всегда
твёрдые? Курица кудахчет, а как говорит индюк?»
Конечно, ничего страшного не случится, если ребёнок не будет знать чего-то. Конечно, он научится. Но
раз вы читаете этот текст, значит, хотите, чтобы ребёнок уже сейчас знал больше других, соображал
быстрее, умел слушать внимательнее и прочее.
Еще одно мнение: «Я же могу купить пособие и заниматься по нему». Можете, но сколько пособий вы готовы
купить? Я не стану сейчас пересчитывать все книги и пособия, которые я использую, скажу только, что
только букварей разных авторов и с разными методиками у меня восемь штук. Один ребёнок воспринимает
только букварь с крупными буквами, другому важно, чтоб были картинки, третий требует какой-то особой
логики в подаче материала. Хотите угадаю, какой букварь у вас? Зелёный, автор О. Жукова.
Правильно подобранное пособие, интересный материал — лучший способ поддержать интерес к учёбе.
Для успеха в подготовке к школе нужна комплексная система и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Почему важны все направления, думаю, всем понятно.
Не должно быть пробелов перед школой. Сейчас мы закладываем базу, основу, на которую будут
укладываться все школьные предметы.
Я работала в начальной школе логопедом и дефектологом. На приёме детей в первые классы сталкивалась со
следующим: часть детей была совсем не готова к школе. Они не могли сделать элементарных вещей: не
могли связать двух слов, чтобы составить рассказ, не слышали звуки в словах, путали право-лево, не
знали названий времён года.
Практически все эти дети становились потом клиентами логопедов, дефектологов, психологов. Это было
тогда, когда в школе было престижно иметь психолого-логопедическую службу. Мы занимались с детьми.
Сейчас не так. Таких служб стало мало и в школах они — редкость.
Родители ищут частных специалистов. Это недёшево и требует времени. Обычно приходят и говорят что-то
подобное: «Нам нужно звукопроизношение исправить и время по часам определять. А остальное мы сами.
Примеры решать он умеет и читает вроде бы неплохо». При знакомстве с ребёнком, как правило,
оказывается, что он считает, медленно загибая пальцы, а читает — «мэ-а-мэ-а» вместо «мама»,
естественно, почти не понимает прочитанное.
Начинаем заниматься, и возникает следующая сложность. С этим сталкиваются все учителя. Не все дети
делают домашние задания. Если мы говорим о получении результатов, без выполнения домашних заданий не
обойтись. Пример: даю ребёнку упражнения для отработки звука. Объясняю на уроке: «Язык и губы — это
мышцы. Здесь всё как в спортзале. Эффект будет, только если будут тренировки». Кивают, соглашаются,
уходят и ничего не делают. Потому что забыли или не помнят, как делать, или все перепутали. Даже то,
что занятие с педагогом стоит денег, не стимулирует родителей на выполнение домашнего задания. Если вы
приняли решение заниматься дома самостоятельно, делайте это систематично и последовательно. Только так
будет результат.
Как готовиться к школе
Недавние исследования и опросы показали, что родители в вопросах подготовки детей к школе делятся на
два противоположных типа. Одни придерживаются точки зрения, что подготовкой к школе должен заниматься
только профессиональный преподаватель (репетитор, педагог в детском саду или в специализированном
центре). Другие уверены, что только дома под контроем родителей можно эффективно освоить всё
необходимое и быть готовым к школе на 100%.
Я считаю, что необходим баланс, поэтому использую системный подход и комплексные практические задания,
составленные так, чтобы проработать с ребёнком все направления. Только такой подход отвечает всем
требованиям родителей. Первый тип родителей при этом уверен в эффективности работы сторонних
педагогов, в курсе того, что точно необходимо и какой результат должен быть в итоге. Второй тип
получает комплексную программу подготовки, учитывая современные тенденции и опыт ведущих практикующих
преподавателей. Те, кто ещё не занимается с ребёнком, наглядно видят необходимость обучения вместе с
ним. Именно сейчас вы можете заложить основу будущего образования вашего ребёнка.