Писать, читать, считать и не только. 7 шагов для освоения дошкольной программы.
Споры о том, стоит ли до школы учить детей читать и считать, ведутся практически
постоянно. Одни родители считают, что можно расслабиться, другие всерьёз готовят детей к первому
классу. 20-летний опыт работы с дошкольниками и их родителями вывел Надежду Хлебникову на оптимальную
комплексную программу подготовки к школе (если вы, конечно, из числа тех, кто готовится).
Подготовка к школе — дело серьёзное. Ребёнок должен быть готов психологически, физически, иметь
базовые знания по предметам начальной школы. Расскажу, как заполнить проблемы в знаниях перед школой.
Долгое время я работала логопедом в начальной школе, занималась приёмом детей в первый класс. За это
время я смогла составить программу подготовки для дошкольников, чтобы им было проще учиться
в начальной школе и чтобы родители тратили меньше нервов.
Таким образом я выделила семь основных направлений-столпов, проработав которые с ребёнком, мама,
бабушка, няня или педагог в дошкольном учреждении будут уверены в знания и навыках будущего
первоклассника.
- Развитие речи;
- Обучение грамоте;
- формирование математических представлений;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- развитие мелкой моторики;
- формирование общенаучебных навыков;
- знакомство с окружающим миром.
Уделим внимание каждому пункту отдельно:
- Развитие речи
Важный раздел сам по себе. К тому же, качество устной речи отражается на письме — как говорим, так
и пишем. Коррекция недостатков устной речи — лучшая профилактика проблем с письмом.
Прорабатываем звуки, учимся составлять связные рассказы по картинкам. Есть и другие приёмы, которые
действительно помогают справиться с недочётами и пробелами в развитии речи, а также развить навык
внимания, от отсутствия которого так часто страдают дети.
Наверное, многие из вас видели на ютьюбе смешной ролик «Сколько грибов в третьем бочонке», где дочка
с мамой несколько минут решают задачку. В задачке вопрос про грибы, а девочка в ответе говорит про
огурцы. И никак не может сообразить, почему мама недовольна решением. В жизни преподавателей
и родителей таких «смешных», а на деле очень грустных примеров достаточно.
Вася решает задачу: «Катер отчалил от пристани…». Вася сидит над задачей уже несколько минут,
он в отчаянии, решить не может. Спрашиваю: « В чём дело?». Отвечает: «Что такое „катер“? Что такое
„пристань“? „Отчалил“ — это как?».
Как Вася может решить задачу про катер, если он не знает, что такое катер?
- Обучение грамоте
Ребёнок не только учится читать и писать печатными буквами. Деление слов на слоги, постановка
ударения, различение мягких и твёрдых согласных, звонких и глухих — это те понятия, которые, я считаю,
должны быть усвоены до школы. Иначе ребёнок не сможет понимать орфографические правила. Возникнут
сложности в письме.
— Какой звук первый и какой последний в слове «кошка»?»
Олег сидит, молчит, загадочно смотрит на меня. Чувствую, что он не понимает, чего я от него хочу.
— Какие звуки ты знаешь?
— (м), (л), (к), (а)….
— Отлично! Назови любые пять слов
— Сумка, кошка, ручка, окно, листок
— Вот видишь, ты же знаешь, что такое звук, что такое слово. Теперь назови первый и последний звуки
в слове «кошка»
— Я не знаю, где у слова начало…
— ?
— Вот если я возьму карандаш, я могу показать, где у него начало, вот оно, смотрите (показывает
на носик), а вот здесь конец. А у слова как я покажу?
Олег такой не один. Часто дети не понимают, что такое начало, что такое конец.
- Формирование математических представлений
Научиться писать цифры и решать простые примеры — это нужные навыки. Но математика — это, прежде
всего, логика. Этим мне нравится программа Петерсон Л. Г. Элементы ментальной арифметики тоже хорошо
использовать. Навык быстрого счёта экономит время и умственную энергию ребёнка. Однако, есть и другие
способы, как научить считать не по пальцам.
Часто, когда родители говорят «умеет считать», они подразумевают следующее:
- Ребёнок может определить количество предметов. При этом он считает по порядку все предметы,
даже если их мало. Он затрудняется, просто взглянув на предметы, сразу назвать их количество. - Ребёнок умеет складывать и вычитать, используя пальцы.
- Ребёнок знает цифры.
Многие родители полагают, что если их ребёнок может назвать цифры от 1 до 10 или даже до 100, значит,
он умеет считать. Это лишь первый шаг.
Веронику шести лет родители готовили к школе. Нике нравились все занятия, кроме математики. Девочка
училась считать, но тратила на это очень много времени и сил. Она не могла, взглянув на предметы,
точно назвать их количество, не пересчитывая.
Выкладываю перед девочкой четыре кубика, потом в стороне ставлю ещё три. Спрашиваю: «Сколько всего
кубиков на столе?». Она определяет сразу, что кубиков четыре и три, начинает их пересчитывать: «Один,
два, три, четыре…».
Представляете, какую работу каждый раз проделывала Ника, когда предметов нет под рукой и нужно
посчитать в уме? Таких детей много. Именно они потом называют математику самым нелюбимым предметом
в школе.
Ещё одна типичная история. Думаю, большинство родителей сейчас узнает себя.
Папа Софии семи лет пришёл с вопросом, нормально ли, что его дочка всё ещё считает на пальцах? При
этом, когда просили Софию сложить четыре и четыре, девочка начинала загибать пальчики. Пальчиков
на одной руке не хватало, и пока она откладывала на другой руке, забывала, какое было задание.
Геометрия — один из самых сложных школьных предметов. Ребёнку будет проще, если перед школой
он научится выполнять простые построения, узнает названия и свойства простых плоских и объёмных фигур,
научится пользоваться линейкой.
- Чтение и обсуждение художественной литературы
Интерес к чтению прививается интересными книгами. Совместно с педагогом составьте два списка: список
книг для самостоятельного чтения ребёнка, список книг для совместного чтения с родителями
и последующего обсуждения. Изучение специальных приёмов для заучивания стихотворений помогут ребёнку
легко учить стихи.
- Знакомство с окружающим миром
На приёме в первый класс детям задают вопросы: «Назови свой адрес», «Назови города России», «Каких
птиц ты знаешь?», «Что такое дуршлаг?». С каждым годом всё больше и больше детей не знают ответов
на эти вопросы!
Говорите с ребёнком, обсуждайте то, что нас окружает. Это сильно улучшит его осведомлённость
и успеваемость по предмету «Окружающий мир» в школе.
«Знаешь свой адрес?» — задаю вопрос Юле
«Да!» — с радостью восклицает шестилетняя Юля.
«Назови, пожалуйста».
«Москва, Катукова…» — отвечает Юля.
Такой вариант адреса дают 60-70% детей. Свой город, понятно, все дети знают. Улицу знают тоже, потому
что когда читать учился, мама просила читать все вывески, название улицы, в том числе. Вот и запомнил.
- Общенаучные навыки
Умение слушать и слышать учителя, воспринимать задания на слух, умение ориентироваться
в пространстве — это необходимые навыки для учёбы. Вспомните, как быстро реагирует ребёнок на ваш
вопрос, быстро ли он понимает задание, все ли ваши объяснения он понимает с первого раза.
Детская невнимательность, рассеянность — нормальное явление. Ребёнок понимает, что, конечно, мама
не оставит его без ужина и пригласит к столу раз так пять-шесть. Ему необязательно реагировать быстро.
В школе ситуация немного другая. Учитель тоже ни в коем случае не оставит ребёнка без обеда. Но,
согласитесь, что услышать учителя в шумном классе и найти столовую в большой школе, где ещё плохо
ориентируешься, ребёнку будет проще, если он научится быть внимательным.
Логопедическое занятие. Тема «Фрукты»
В классе сидят четверо детей. Мы весь урок обсуждаем фрукты, говорим про их свойства, составляем
рассказы и описания. У меня в руках муляжи фруктов. В конце урока я кладу их на стол. Даю задание:
«Теперь нарисуйте фрукты». Показываю рукой на муляжи на столе.
Что вы думаете? Какой был результат?
Один ребёнок нарисовал фрукты, двое нарисовали дерево, один нарисовал дорогу. Тех, кто нарисовал
дерево, я ещё могу понять: наверное, фрукты ещё не выросли и их пока не видно, но дорога…
Спрашиваю: «Я же просила нарисовать фрукты! Где они?». Ребёнок невозмутимо указывает на муляжи: «Вот
фрукты».
- Развитие мелкой моторики
Обязательным элементом дошкольного образования является развитие мелкой моторики. Создание поделок,
творческие занятия, рисование — форма одна, но над содержанием стоит работать очень серьёзно.
Я предпочитаю не использовать прописи, этим ребёнок займётся в школе. Мы заметили, что многие дети
не очень любят раскрашивать картинки, поэтому стоит придумать увлекательную альтернативу. Все
творческие занятия пробуждают фантазию и самостоятельность. Готовят детей к непростому, но очень
увлекательному периоду школьного обучения.
Успехов вам и вашим дошкольникам в обучении!